Образ маленького человека в "Шинели" Гоголя: характеристика Башмачкина
Тема "маленького человека" в русской литературе впервые зазвучала в
"Станционном смотрителе" и "Медном всаднике" А. С. Пушкина. Как правило,
"маленьким человеком" в литературе называют бедного, обездоленного и
незнатного человека, ведущего скромный образ и жизни и подвергающегося
постоянным оскорблениям со стороны сильных мира этого. Затертый большими
домами, угнетаемый мрачными улицами и растоптанный большими чинами,
маленький человек ощущает свою слабость и бессилие, свою
незначительность в огромном общественном механизме. Вслед за Пушкиным
продолжил развитие данной темы Гоголь, рисуя суровую столичную
реальность в цикле "петербургских повестей".
В повести "Шинель" мы встречаемся с Акакием Акакиевичем Башмачкиным,
титулярным советником, "над которым, как известно, натрунились и
наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение
налегать на тех, которые не могут кусаться". Это был человек робкий и
угнетенный своим социальным положением человек, "забитое, бессловесное
существо, безропотно сносящее насмешки сослуживцев", как говорит автор.
Работа у него была самая ничтожная - переписывание различных документов и
бумаг. Он настолько свыкся с отведенной ему социальной ролью, что
переписывание даже начало доставлять ему удовольствие, превратилось в
некое хобби. Его не интересовал ни смысл его работы, ни содержание
бумаг, и если ему предлагали задания, требующие умственной нагрузки или
творчества, он начинал беспокоиться и нервничать, а потому предпочитал
формальное переписывание: "Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь".
Будучи воспитан в духе покорности и повиновения начальству, он не просто
сносит издевательства своих сослуживцев, но и будто не замечает их и не
говорит с ними. Живя в своем "маленьком мире", Акакий Акакиевич "ни
один раз в жизни не обратил внимания на то, что делается каждый день на
улице", и только в "переписывании виделся ему какой-то свой
разнообразный и приятный мир".
Ироническая усмешка автора звучит и при описании выбора имени для
Башмачкина. Мать не могла выбрать ему имя, и пришлось назвать его в
честь отца, что является символов консервативности и слепого следования
традиции. Фамилия его - Башмачкин - явно говорит о невысоком его
происхождении. Его юность прошла настолько незаметно, что в департаменте
думали, что "он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в
вицмундире и с лысиной на голове". Так и прожил бы он спокойно до конца
дней, если бы не история с шинелью.
Сильные морозы помогли Башмачкину заметить, в каком убогом состоянии
была его шинель. Во что бы то ни стало, ему необходимо было достать
новую, хотя для него это было дорогим удовольствием. Так у чиновника
появляется мечта, которая полностью овладевает его мыслями. Впервые у
Акакия появилась жизненная ценность, которая наполнила смыслом его
существование. Даже его внешность поменялась: "Он сделался как-то живее,
даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил
для себя цель. С лица и поступков его исчезло само собою сомнение,
нерешительность... Огонь порою показывался в глазах его..." Добившись
своей цели, и примерив на себя новую шинель, он словно стал новым
человеком, гордость и чувство собственного достоинства на время
появились в нем.
Но не успев насладиться радостью своей новой жизни, герой сталкивается с
очередной несправедливостью. Шинель украли. Акакий Акакиевич пытается
искать помощи у будочника, пристава, у "значительного лица", но остается
отвергнутым. Потерепев оскорбления и унижения со стороны "значительного
лица", несчастный Башмачкин вскоре занемогает и умирает. Именно в сцене
его разговора с генералом в наибольшей мере обнаруживается трагичность
судьбы "маленького человека". И только в предсмертном бреду Акакий
Акакиевич начинает произносить оскорбления в адрес безжалостного
чиновника, только в смерти он способен бунтовать и мстить.
Не сумев постоять за себя при жизни, Акакий Акакиевич пришел мстить
после смерти, срывая шинели с чиновников. Смысл фантастического финала
заключается в том, что жизнь даже самого ничтожного человека имеет
ценность и он вынужден отстоять своё право называться человеком в самом
высоком значении этого слова. Поквитавшись со значительным лицом,
Башмачкин развеял убогие представления о своем чине и стал для миллионов
оскорбленных и униженных людей героем, способным воздать по заслугам
притеснителям народа и постоять за свои права, выступив против
несправедливости и бесчеловечности окружающего мира. Ведь у него не
просто украли шинель - у него украли жизнь. Он никогда не мечтал, не
ставил высоких целей, не рассуждал о возвышенном, стараясь покорно
служить и выполнять свою работу, снося издевательства и унижения.
Выступая с резкой критикой общественного устройства, Гоголь призывает
всё человечество обратить внимание на живущих рядом с нами "маленьких
людей": неуверенных, одиноких, лишенных защиты и опоры, нуждающихся в
сочувствии.
|